Визуальное программирование и MFC

       

Как работает СОМ


В СОМ любая часть программного обеспечения реализует свои сервисы как один или несколько объектов СОМ (не следует путать объекты СОМ с объектами в языках программирования типа C++; несмотря на то, что у них есть общие черты, это разные вещи; далее будет описано соотношение объектов СОМ и объектов других видов.). Каждый такой объект поддерживает один или несколько интерфейсов, состоящих из методов. Метод — это функция или процедура, которая выполняет некоторое действие и может быть вызвана программным обеспечением, использующим данный объект (клиентом объекта). Методы, составляющие каждый из интерфейсов, обычно определенным образом взаимосвязаны. Клиенты могут получить доступ к сервисам объекта СОМ только через вызовы методов интерфейсов объекта — у них нет непосредственного доступа к данным объекта.

Представим себе, например, корректор орфографии, реализованный в виде объекта СОМ. Такой объект может поддерживать интерфейс, включающий методы типа “НайтиСлово” (LookUpWord), “ДобавитьКСловарю” (AddToDictionary) и “УдалитьИзСловаря” (RemoveFromDictionary). Если позднее разработчик объекта СОМ захочет добавить к этому объекту поддержку словаря синонимов, то объекту потребуется еще один интерфейс, возможно, с единственным методом, вроде “НайтиСиноним” (ReturnSynonym). Методы каждого из интерфейсов сообща предоставляют связанные друг с другом сервисы: либо корректировку правописания, либо доступ к словарю синонимов.

Большинство объектов СОМ поддерживают более одного интерфейса. Сам объект всегда реализуется внутри некоторого сервеpa. Сервер может быть либо динамически подключаемой библиотекой (DLL), подгружаемой во время работы приложения, либо отдельным самостоятельным процессом.

Чтобы вызывать методы интерфейса объекта СОМ, клиент должен получить указатель на этот интерфейс. Обычно СОМ-объект предоставляет свои сервисы посредством нескольких интерфейсов, и клиенту требуется отдельный указатель для каждого интерфейса, методы которого он намерен вызывать. Например, клиенту нашего простого объекта СОМ понадобился бы один указатель интерфейса для вызова методов интерфейса корректора орфографии и другой — для вызова методов интерфейса словаря синонимов.




Любой СОМ-объект — это экземпляр определенного класса
. Объекты одного класса могут, например, реализовывать сервисы корректировки орфографии и словаря синонимов, тогда как объекты другого класса — представлять банковские счета. Обычно знать класс объекта необходимо для запуска экземпляра этого объекта, выполняемого с помощью библиотеки СОМ. Эта библиотека присутствует на любой системе, поддерживающей СОМ, и имеет доступ к справочнику всех доступных на данной машине классов СОМ-объектов. Клиент может, например, вызвать функцию библиотеки СОМ, передав ей класс нужного ему СОМ-объекта и задав один из поддерживаемых объектом интерфейсов, указатель которого нужен клиенту в первую очередь. (Эти сервисы реализованы библиотекой СОМ в виде обычных вызовов функций, а не через методы интерфейса СОМ.) Затем библиотека СОМ запускает сервер, реализующий объекты данного класса. Кроме того, библиотека возвращает клиенту указатель требуемого интерфейса вновь созданного экземпляра объекта. Далее клиент может запросить указатели на другие необходимые ему интерфейсы непосредственно у самого объекта.

Получив указатель на нужный ему интерфейс выполняющегося объекта, клиент может использовать сервисы объекта, просто вызывая методы этого интерфейса. С точки зрения программиста, вызов метода аналогичен вызову локальной процедуры или функции. Но на самом деле код, выполняющийся по вызову метода, может быть частью или библиотеки, или отдельного процесса, или операционной системы и даже располагаться вообще на другом компьютере.





Благодаря СОМ, клиентам нет нужды учитывать данные отличия — доступ ко всему осуществляется единообразно. Для доступа к сервисам, предоставляемым любыми типами программного обеспечения, используется одна общая модель.


Содержание раздела